Слишком много эмоций
Это еще один фактор, который может сбить с толку
аудиторию. Щедро сдабривая свой текст яркими эпитетами, прилагательными и
наречиями, можно запутаться в фактаже. В итоге читатель рискует упустить мысль
автора и может переключиться на что-то более понятное, устав перечитывать одни
и те же абзацы и выуживать по крохам информацию. Но ведь внимание читателя
очень важно, когда пишутся такие тексты. Что же делать?
Как правило, под сильным впечатлением люди пишут о
какой-то несправедливости или серьезной проблеме. Они хотят получить помощь или
что-то изменить в этом мире. К таким сообщениям можно отнести призывы о
благотворительной помощи тяжело больным. Наиболее эффективно подавать такую
информацию фотографией с небольшим информативным текстом, который даст ответ на
вопросы: кто? где? когда? почему? сколько надо денег? куда перечислять? + пруф
(документы с диагнозом, контакты). Представьте себе, какие чувства переполняют
людей, опекающих больного! Но если они хотят получить реальную помощь, а не
просто выпустить пар, выплакавшись в жилетку своим френдам в социальной сети,
нельзя давать волю этим эмоциям.
Выше я привела яркий пример сложной жизненной ситуации,
когда человеку нужна огласка - неважно, в СМИ или социальных сетях, чем больше
охват, тем лучше. Но истории людей не всегда так просты. Случается, что нужно
точно передать долгую хронологию или привести важные для понимания сути детали.
А детали такие возмутительные, что автор то и дело сбивается с мысли.
Однажды меня попросили рассказать знакомым журналистам о
проблемах, к которым может привести реформирование интерната для
детей-инвалидов. Чтобы ввести в курс дела, мне показали пост волонтера в ФБ. В
посте было более 4000 тысяч знаков с пробелами. В том числе с такими
риторическими вопросами: "Почему же люди,
говорящие о том, что у них болит душа за наших детей, совершенно не
задумываются о наших детях? Почему их боль души руководствуется только разделом
кресел, сфер влияний, наживой и кумовством?" Только в последней строке
опуса значился крайний срок, когда тема уже будет закрыта решением депутатов. Прочитав
это письмо, я не поняла практически ничего. Мне пришлось задавать еще много
дополнительных вопросов. В итоге у меня получилось составить пресс-релиз на 700 знаков, который я и разослала знакомым
журналистам. (Сейчас специально уточнила: шумиха получилась, интернат удалось
отстоять).
Но не всегда эмоциональная
окраска текста мешает восприятию. Например, в публицистике это очень важно, это
помогает автору передать свои мысли и доходчивее рассказать о каком-то явлении.
Здесь я оставлю ссылку на один пример очень эмоциональной подачи материала, но
при этом все понятно, и главное - читателя цепляет пережитое автором. А вот
здесь из-за щедро разлитого сарказма, текст получился слишком длинный, а по
существу информации кот наплакал. Чтобы не сбиться с верного пути из-за своих
переживаний, "докладчику" стоит предварительно набросать план текста,
а потом перечитать готовое сочинение.
Так все же, когда эмоции в
тексте нужны, а когда от них стоит воздержаться? Наверное, нет универсального
рецепта. Но собираясь о чем-то писать, в первую очередь, правильно выбирайте
способ подачи материала. Если вы хотите быстрого отклика, если хотите быстро
оповестить как можно больше людей, пишите коротко, информативно, без лишних
слов. В идеале - это стиль новостной заметки. Тему из разряда вечных можно доступнее
изложить, добавив красок, поделившись личной историей.
Эти правила можно
использовать и за пределами журналистики. Например, пропала собака. Действовать
нужно быстро. Поэтому лучше писать сдержанное объявление, где есть точное
описание собаки, ее кличка, место последней встречи и размер вознаграждения. А
если у вас "сегодня кошка родила вчера котят", и ориентировочно через
пару месяцев вы бы хотели раздать штук пять, тут хорошо бы подробнее рассказать
о характере кошачьей матери-героини и описание мимишности ее детей. В такой
ситуации не стоит скупиться на эпитеты. Но фактаж (город, телефон, дата) все
равно должен быть.
Комментариев нет:
Отправить комментарий