среда, 1 февраля 2017 г.

Слишком много эмоций


Это еще один фактор, который может сбить с толку аудиторию. Щедро сдабривая свой текст яркими эпитетами, прилагательными и наречиями, можно запутаться в фактаже. В итоге читатель рискует упустить мысль автора и может переключиться на что-то более понятное, устав перечитывать одни и те же абзацы и выуживать по крохам информацию. Но ведь внимание читателя очень важно, когда пишутся такие тексты. Что же делать?


Как правило, под сильным впечатлением люди пишут о какой-то несправедливости или серьезной проблеме. Они хотят получить помощь или что-то изменить в этом мире. К таким сообщениям можно отнести призывы о благотворительной помощи тяжело больным. Наиболее эффективно подавать такую информацию фотографией с небольшим информативным текстом, который даст ответ на вопросы: кто? где? когда? почему? сколько надо денег? куда перечислять? + пруф (документы с диагнозом, контакты). Представьте себе, какие чувства переполняют людей, опекающих больного! Но если они хотят получить реальную помощь, а не просто выпустить пар, выплакавшись в жилетку своим френдам в социальной сети, нельзя давать волю этим эмоциям.

Выше я привела яркий пример сложной жизненной ситуации, когда человеку нужна огласка - неважно, в СМИ или социальных сетях, чем больше охват, тем лучше. Но истории людей не всегда так просты. Случается, что нужно точно передать долгую хронологию или привести важные для понимания сути детали. А детали такие возмутительные, что автор то и дело сбивается с мысли.

Однажды меня попросили рассказать знакомым журналистам о проблемах, к которым может привести реформирование интерната для детей-инвалидов. Чтобы ввести в курс дела, мне показали пост волонтера в ФБ. В посте было более 4000 тысяч знаков с пробелами. В том числе с такими риторическими вопросами: "Почему же люди, говорящие о том, что у них болит душа за наших детей, совершенно не задумываются о наших детях? Почему их боль души руководствуется только разделом кресел, сфер влияний, наживой и кумовством?" Только в последней строке опуса значился крайний срок, когда тема уже будет закрыта решением депутатов. Прочитав это письмо, я не поняла практически ничего. Мне пришлось задавать еще много дополнительных вопросов. В итоге у меня получилось составить пресс-релиз  на 700 знаков, который я и разослала знакомым журналистам. (Сейчас специально уточнила: шумиха получилась, интернат удалось отстоять).

Но не всегда эмоциональная окраска текста мешает восприятию. Например, в публицистике это очень важно, это помогает автору передать свои мысли и доходчивее рассказать о каком-то явлении. Здесь я оставлю ссылку на один пример очень эмоциональной подачи материала, но при этом все понятно, и главное - читателя цепляет пережитое автором. А вот здесь из-за щедро разлитого сарказма, текст получился слишком длинный, а по существу информации кот наплакал. Чтобы не сбиться с верного пути из-за своих переживаний, "докладчику" стоит предварительно набросать план текста, а потом перечитать готовое сочинение.

Так все же, когда эмоции в тексте нужны, а когда от них стоит воздержаться? Наверное, нет универсального рецепта. Но собираясь о чем-то писать, в первую очередь, правильно выбирайте способ подачи материала. Если вы хотите быстрого отклика, если хотите быстро оповестить как можно больше людей, пишите коротко, информативно, без лишних слов. В идеале - это стиль новостной заметки. Тему из разряда вечных можно доступнее изложить, добавив красок, поделившись личной историей.

Эти правила можно использовать и за пределами журналистики. Например, пропала собака. Действовать нужно быстро. Поэтому лучше писать сдержанное объявление, где есть точное описание собаки, ее кличка, место последней встречи и размер вознаграждения. А если у вас "сегодня кошка родила вчера котят", и ориентировочно через пару месяцев вы бы хотели раздать штук пять, тут хорошо бы подробнее рассказать о характере кошачьей матери-героини и описание мимишности ее детей. В такой ситуации не стоит скупиться на эпитеты. Но фактаж (город, телефон, дата) все равно должен быть.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Как я разоблачила "британских ученых"... Однажды, собираясь утром на работу, муж обронил, что где-то читал, мол, 75% подрост...