четверг, 13 февраля 2014 г.

Упражнение для тех, кто хочет научиться разбираться в жанрах

В прошлый раз попробовали написать новости и репортажи по сюжетам русских народных сказок : ) Разобрали на информационные сюжета "Колобка" и "Репку". Дальше статья, которая вдохновила нас на это.


НОВОСТЬ
Курица несет золотые яйца
   Чрезвычайное событие произошло вчера в станице Н-ской. В доме колхозного пенсионера Дедушкина обыкновенная домашняя курица неожиданно снесла… золотое яичко. Диаметр яйца - 7,4 см в длину и 6,2 см в ширину,  вес - 154 грамма, форма - вытянутый овал, золото скорлупы предположительно 585 -й пробы. В Н-скую уже выехали специалисты НИИ домашнего животноводства  (отдел аномальных явлений) для изучения этого сенсационного факта.
   Что главное в жанре информации? Краткое и четкое сообщение о событии, максимальная насыщенность фактическими, как можно более точными сведениями: что, где, когда и с кем произошло, каковы основные параметры происшедшего. Всё. Больше ничего не требуется. Подробности - в других жанрах.

РЕПОРТАЖ
Я видел это яйцо!
   …И вот оно - ослепительно сверкая - лежит у меня на ладони. Тяжеленькое, доложу я вам! Неужели, и правда, - золото?  Даже не верится. А напротив сидит и счастливо улыбается хозяин дома Иван Иваныч Дедушкин. Это еще бодрый для своих 75-ти старичок с козлиной бородкой…
   Главное в репортаже - эффект личного присутствия журналиста, его собственные впечатления от увиденного, которые надо постараться максимально живо и достоверно донести до читателя - так, чтобы у него сложилось ощущение, будто он сам побывал на месте события. (Вот тут-то и пригодятся детали и подробности - плод внимательных наблюдений). 

ИНТЕРВЬЮ
И.И.Дедушкин: «Спасибо, курочка!»
   - Иван Иваныч! Что вы почувствовали в первый момент, когда поняли, что яйцо не простое?
   - Честно сказать, испугался. Курочка-то наша любит по соседним огородам шастать. Вдруг, думаю, она чего-нибудь там клюнула да и проглотила, а теперь вот… здрасьте-пожалуйста!
   В жанре интервью роль рассказчика о событии передается герою, и рассказывать он должен сам, своим, характерным языком (хорошо для этого запомнить особые его словечки, интонацию, манеру говорить), а выражать он должен при этом свои собственные (а не журналиста) мысли.

ОЧЕРК
Золотая птица счастья
   Над станицей вечер. Светятся теплым домашним светом окна ближней к лесной опушке хаты. Много лет живут здесь старик со старухой - Иван Иваныч да Марья Петровна. Трудная у них была жизнь - коллективизация, война, потом перестройка… Мало видели они счастья… И вот - на тебе! Однажды ясным летним утром вышла Марья Петровна в сени покормить курочку, глядь, а в корзине что-то блестит…
   Очерк - наиболее «художественный», наиболее близкий к литературе жанр, предполагающий использование образных сравнений, метафор, развернутых характеристик героев, их диалогов (которые могут быть и придуманы автором, лишь бы выглядели правдоподобно), авторских отступлений и т.д.  В современной журналистике этот жанр непопулярен, используется крайне редко. Он довольно трудоемок и кажется архаичным, но в некоторых случаях именно очерк позволяет рассказать о человеке наиболее полно и объемно.



ПРОБЛЕМНО_КРИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
А бил ли дед?
   Как же могло случиться, что уникальное явление живой природы, а именно снесенное домашней курицей золотое яйцо, не сумели сохранить в целости до приезда ученых и специалистов? Кто тут виноват? Дед поясняет, что мышка бежала, хвостиком махнула… Допустим. Но тогда возникает вопрос: отчего это у них в избе мыши по столу бегают, и почему бабка не борется с вредными грызунами? Мышь, безусловно, виновата и заслуживает самого сурового наказания, вплоть до потравы. Куда, кстати, смотрит местная санэпидстанция? Но и старики хороши! Как могло оказаться столь ценное яйцо на столе? Есть свидетели (соседи), которые показывают, что задолго до мышки дед это яйцо бил, баба била… Зачем они это делали? Уж не собирались ли они его просто-напросто съесть?
   В критическом материале главное - ответить на вопрос «кто виноват?» При этом «виноватым» с одинаковым успехом можно сделать любого из имеющихся в наличии персонажей. Объективность позиции автора, справедливость его критики зависят от того, хорошо ли он изучил все обстоятельства дела, выяснил ли все мнения «за» и «против».

ПРОБЛЕМНО_АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Не все то золото, что блестит
   …И наконец, главный вопрос: а зачем вообще эта Курочка Ряба снесла золотое яичко? Зачем бедных пенсионеров в искушение ввела? Их и так кто уж только ни обманывал - то ваучер посулят, то прибавку к пенсии… А нужны ли нашим старикам все эти золотые горы, блюдца с золотой каемочкой и тем более - золотые яйца? Не лучше ли, чтобы курочка несла каждый божий день по одному простому яйцу деду с бабой на завтрак?
   Главная характеристика проблемно-аналитического материала - именно осмысление с разных, в том числе самых неожиданных сторон, заявленной проблемы. Осмысление, которое не обязательно должно заканчиваться разрешением всех вопросов. Очень часто целью таких материалов является как раз сама постановка проблемы, стремление обратить на нее внимание общественности и возможность в дальнейшем вместе обсудить пути ее решения.
   Разумеется, приведенные образцы намеренно утрированы, скорее пародийны, но жанровые различия проследить по ним, думаю, можно. Возьмите любой ходячий сюжет (от Колобка до Гамлета) и попробуйте интерпретировать его в различных жанрах - неплохое упражнение для начинающего журналиста. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Как я разоблачила "британских ученых"... Однажды, собираясь утром на работу, муж обронил, что где-то читал, мол, 75% подрост...