среда, 18 января 2017 г.

Автор, не томи читателя! Расскажи, в чем дело

Этим постом я начинаю серию статей о том, как формулировать мысли в письменном виде. Я успела заметить, что старшеклассники сталкиваются с этой проблемой и в Киеве, и в Феодосии. Это касается и тех, кто в целом хорошо учится в школе, и тех, кому науки даются с трудом.
Есть несколько типичных ошибок, из-за которых тексты получаются нечитаемыми.
Сегодня я хочу рассказать о затянутом вступлении. Большинство начинают свою короткую заметку долгим формулированием проблемы. Часто первые два-три предложения - это даже не сообщение о проблеме, а только подводка. "Это присказка была, сказка будет впереди".

Например: "Вот и наступила весна, которую мы все так долго ждали. В эти дни настроение улучшается от одного вида ярко-голубого неба..." и так далее. Автор описывает состояние природы, свои чувства, читатель ждет, когда же начнется информация, зевает, не выдерживает и перескакивает на другой текст.
Эта распространенная ошибка - следствие требований к школьным сочинениям. Там обязательно нужно вставить в любое эссе описание природы. У нас было так, я отлично помню. Но в школе меня это устраивало, потому что по стандартам сочинение должно занимать не менее определенного количества страниц, а пейзажи позволяют налить достаточно воды. В результате получаем графоманов.

Вот яркий пример слишком подробного формулирования проблемы:
"У нас в школе много детей мерзнет, причем ходят уже не в блузках, а кофтах. Курточки нам надевать не разрешают, и что же делать? Почему у нас такие еле-еле теплые батареи? Мне кажется, ничего они особо не дают. Я помню, как я пару лет назад пробовала рукой батареи – и они были горячими. А что сейчас?
Я проверила температуру в класах и в коридоре. В классах температура +18°С, что считается минимально-допустимой, а вот в коридоре всего +16°С, что ниже на 2 градуса. Вообще я не понимаю, почему такие низкие стандарты? Я думаю, что температура должна быть +20-23°С, как в классе, так и в коридоре. Потому что учеников в классы тоже часто не пускают на перемене в класс и приходится мерзнуть!"
Что тут можно сделать? Оставить факты, описывающие явление, и добавить ответы на вопросы "Почему?" и "Что будет дальше?" Например:
"Учащиеся школы №ХХХ мерзнут во время уроков, чего не было прошлой зимой. Температура в помещениях соответствует допустимому минимуму (+18 градусов), а она некомфортна, когда приходится 45 минут сидеть на месте. Но учителя не разрешают надевать верхнюю одежду во время занятий". Всё! Информация из двух абзацев легко поместилась в три предложения.

Дальше "просится" комментарий директора с ответами на вопросы: "В чем дело? и Когда станет лучше?" Автор заметки, кстати сказать, спросила директора об этом. Но ее обвинили в том, что она раздувает их мухи слона, что нужно писать о других вещах. Здесь у нас обозначилась другая проблема - в школе нет свободы слова. В другой ситуации заметку можно было закончить примерно так: "Директор школы не считает эту ситуацию проблемой. По ее мнению, температура воздуха в классах вполне приемлемая". Можно найти еще одного спикера. Родительский комитет? Можно узнать, а как в соседней школе. Для этого необязательно обращаться к директору, достаточно сообщений учащихся. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Как я разоблачила "британских ученых"... Однажды, собираясь утром на работу, муж обронил, что где-то читал, мол, 75% подрост...