Автор, не томи читателя! Расскажи, в чем дело
Этим постом
я начинаю серию статей о том, как формулировать мысли в письменном виде. Я
успела заметить, что старшеклассники сталкиваются с этой проблемой и в Киеве, и
в Феодосии. Это касается и тех, кто в целом хорошо учится в школе, и тех, кому
науки даются с трудом.
Есть
несколько типичных ошибок, из-за которых тексты получаются нечитаемыми.
Сегодня я
хочу рассказать о затянутом вступлении. Большинство начинают свою короткую
заметку долгим формулированием проблемы. Часто первые два-три предложения - это
даже не сообщение о проблеме, а только подводка. "Это присказка была,
сказка будет впереди".
Например:
"Вот и наступила весна, которую мы все так долго ждали. В эти дни настроение
улучшается от одного вида ярко-голубого неба..." и так далее. Автор
описывает состояние природы, свои чувства, читатель ждет, когда же начнется
информация, зевает, не выдерживает и перескакивает на другой текст.
Эта
распространенная ошибка - следствие требований к школьным сочинениям. Там
обязательно нужно вставить в любое эссе описание природы. У нас было так, я
отлично помню. Но в школе меня это устраивало, потому что по стандартам
сочинение должно занимать не менее определенного количества страниц, а пейзажи
позволяют налить достаточно воды. В результате получаем графоманов.
Вот яркий
пример слишком подробного формулирования проблемы:
"У нас
в школе много детей мерзнет, причем ходят уже не в блузках, а кофтах. Курточки
нам надевать не разрешают, и что же делать? Почему у нас такие еле-еле теплые
батареи? Мне кажется, ничего они особо не дают. Я помню, как я пару лет назад
пробовала рукой батареи – и они были горячими. А что сейчас?
Я проверила температуру в класах и в
коридоре. В
классах температура +18°С, что считается минимально-допустимой, а вот в коридоре – всего +16°С, что ниже на 2 градуса. Вообще я не понимаю, почему
такие низкие стандарты? Я думаю, что температура должна быть +20-23°С, как в
классе, так и в коридоре. Потому что учеников в классы тоже часто не пускают на
перемене в класс и приходится мерзнуть!"
Что тут можно сделать? Оставить факты, описывающие
явление, и добавить ответы на вопросы "Почему?" и "Что будет
дальше?" Например:
"Учащиеся школы №ХХХ мерзнут во время уроков,
чего не было прошлой зимой. Температура в помещениях соответствует допустимому
минимуму (+18 градусов), а она некомфортна, когда приходится 45 минут сидеть на
месте. Но учителя не разрешают надевать верхнюю одежду во время занятий".
Всё! Информация из двух абзацев легко поместилась в три предложения.
Дальше "просится" комментарий директора с
ответами на вопросы: "В чем дело? и Когда станет лучше?" Автор
заметки, кстати сказать, спросила директора об этом. Но ее обвинили в том, что
она раздувает их мухи слона, что нужно писать о других вещах. Здесь у нас
обозначилась другая проблема - в школе нет свободы слова. В другой ситуации заметку
можно было закончить примерно так: "Директор школы не считает эту ситуацию
проблемой. По ее мнению, температура воздуха в классах вполне приемлемая".
Можно найти еще одного спикера. Родительский комитет? Можно узнать, а как в
соседней школе. Для этого необязательно обращаться к директору, достаточно
сообщений учащихся.
Комментариев нет:
Отправить комментарий