понедельник, 9 января 2017 г.

Что общего у школьника и репортера?

Памятник студенту в Саратове. Бедняга, да?
Почти полжизни назад я закончила школу. Но мне до сих пор снятся кошмарные сны, что меня вызывают к доске, что сейчас будет контрольная, что я сижу на экзамене и судорожно ищу в голове ответ на вопрос. И не нахожу его! Вздрагиваю, открываю глаза, сердце колотится, холодный пот.


Недавно я отважилась еще поучиться и зарегистрировалась на курс Prometheus'а "Наука повсякденного мислення". Один из эпизодов курса показался мне наиболее любопытным и близким. Он посвящен умению учиться. Оказывается, большинство людей по всему миру неправильно учатся. Так же, как и я когда-то, они используют одни из самых малоэффективных методов: многократное прочитывание параграфа, подчеркивание, подробное конспектирование и самое бестолковое - "зубрежка" больших объемов информации накануне экзамена/зачета. Организаторы курса спросили: "Почему вы так учитесь? Сами так решили или подсказал кто?" Оказалось, что 91% сами так решили. Нас не учат учиться.
И в этот момент я подумала о том, что действенные методы обучения схожи с репортерской работой. Это неудивительно, и в первом и во втором случае мы имеем дело с информацией. Возможно, тем, кто хочет стать эффективнее в обучении, будет полезно узнать о некоторых принципах журналистики.
Правило трех источников. Три - это минимум. Историю пишут победители, о чем-то умалчивают, что-то добавляют. Поэтому логично, прочитав один исторический источник (или одного исследователя), обратиться еще к нескольким и сравнить.
Новые знания необходимо увязывать с уже имеющимися. Это же старый добрый бэкграунд! А также справочная информация на выделенных плашках. (Примечание для новичков: бэкграунд -  небольшой абзац в конце статьи, где описывается предыстория события, краткая биография его фигурантов и т.д.).
Новую информацию нужно усваивать небольшими порциями. Поэтому для журналиста краткость - сестра таланта, а главная истина в том, что любую заметку можно сократить в два раза без потери смысла. А если есть необходимость написать большой текст, то обязательно нужно делить его на несколько частей.
Иллюстрирование. (Этого не было в курсе Prometheus, но я логично предположила, что это работает). Когда ты видишь на уроке физики, как работает то или иное правило, то тебе легче запомнить его. Потому что ты видел! Журналистские материалы с иллюстрациями привлекают гораздо больше внимания и дают больше понимания происходящего, чем серая стена текста или стендап на нейтральном фоне.
Обсуждение очень полезно в обучении. Хороший памятник!
Обсуждение. Для меня было сюрпризом, что обсуждение пройденного обеспечивает студенту/школьнику более прочные знания. Это работает гораздо лучше, чем повторное прочитывание. Было бы здорово (когда-нибудь в светлом будущем) ввести в школах чаты для обсуждения состоявшихся уроков. Вместо выполнения скучной домашки, заходишь в чат, выбираешь темы: "Что самое смешное в теории относительности, на ваш взгляд?" и пишешь свое мнение. Тебе  отвечают. Ты шлешь виртуальные какашки в ответ. В этот момент должен появляться модератор. А еще, например, у каждого учителя должен быть пресс-секретарь (на самом деле, каждый должен быть сам себе пресс-секретарем). После урока вывешиваешь пост-релиз, ученики его комментируют.

Кстати, журналистика вообще похожа на процесс обучения. Репортер собирает информацию, затем он структурирует ее, выстраивает факты в логичной последовательности - то есть, обрабатывает и в итоге публикует. Учащийся тоже начинает со сбора информации, затем ему важно "разложить все по полочкам" - по сути, та же обработка и , наконец, воспроизведение на экзамене. Отличие лишь в том, что "публикация" своих знаний на экзамене - не конечная цель.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Как я разоблачила "британских ученых"... Однажды, собираясь утром на работу, муж обронил, что где-то читал, мол, 75% подрост...