Что общего у школьника и репортера?
![]() |
Памятник студенту в Саратове. Бедняга, да? |
Недавно я отважилась еще поучиться и зарегистрировалась на
курс Prometheus'а
"Наука повсякденного мислення". Один из эпизодов курса показался мне
наиболее любопытным и близким. Он посвящен умению учиться. Оказывается,
большинство людей по всему миру неправильно учатся. Так же, как и я когда-то,
они используют одни из самых малоэффективных методов: многократное прочитывание
параграфа, подчеркивание, подробное конспектирование и самое бестолковое -
"зубрежка" больших объемов информации накануне экзамена/зачета.
Организаторы курса спросили: "Почему вы так учитесь? Сами так решили или
подсказал кто?" Оказалось, что 91% сами так решили. Нас не учат учиться.
И в этот момент я подумала о том, что действенные методы обучения схожи с репортерской работой. Это неудивительно, и в первом и во втором случае мы имеем дело с информацией. Возможно, тем, кто хочет стать эффективнее в обучении, будет полезно узнать о некоторых принципах журналистики.
Правило трех источников. Три - это минимум. Историю пишут победители, о чем-то умалчивают, что-то добавляют. Поэтому логично, прочитав один исторический источник (или одного исследователя), обратиться еще к нескольким и сравнить.
И в этот момент я подумала о том, что действенные методы обучения схожи с репортерской работой. Это неудивительно, и в первом и во втором случае мы имеем дело с информацией. Возможно, тем, кто хочет стать эффективнее в обучении, будет полезно узнать о некоторых принципах журналистики.
Правило трех источников. Три - это минимум. Историю пишут победители, о чем-то умалчивают, что-то добавляют. Поэтому логично, прочитав один исторический источник (или одного исследователя), обратиться еще к нескольким и сравнить.
Новые знания необходимо увязывать с уже имеющимися. Это же
старый добрый бэкграунд! А также справочная информация на выделенных плашках.
(Примечание для новичков: бэкграунд -
небольшой абзац в конце статьи, где описывается предыстория события,
краткая биография его фигурантов и т.д.).
Новую информацию нужно усваивать небольшими порциями. Поэтому
для журналиста краткость - сестра таланта, а главная истина в том, что любую
заметку можно сократить в два раза без потери смысла. А если есть необходимость
написать большой текст, то обязательно нужно делить его на несколько частей.
Иллюстрирование. (Этого не было в курсе Prometheus, но я логично предположила,
что это работает). Когда ты видишь на уроке физики, как работает то или иное
правило, то тебе легче запомнить его. Потому что ты видел! Журналистские
материалы с иллюстрациями привлекают гораздо больше внимания и дают больше
понимания происходящего, чем серая стена текста или стендап на нейтральном
фоне.
![]() |
Обсуждение очень полезно в обучении. Хороший памятник! |
Кстати, журналистика вообще похожа на процесс обучения.
Репортер собирает информацию, затем он структурирует ее, выстраивает факты в
логичной последовательности - то есть, обрабатывает и в итоге публикует. Учащийся
тоже начинает со сбора информации, затем ему важно "разложить все по
полочкам" - по сути, та же обработка и , наконец, воспроизведение на
экзамене. Отличие лишь в том, что "публикация" своих знаний на
экзамене - не конечная цель.
Комментариев нет:
Отправить комментарий