Как стать журналистом (часть 2)
Способность находить новости можно приравнять к особому
дару. У кого-то она есть, а кому-то приходится воспитывать ее в себе ежедневным
трудом. Главное, чтобы этот труд был в удовольствие. Классика советского
кинематографа гласит: «В принципе и зайца можно научить курить – нет ничего
невозможного!»
Находить новости – ежедневная забота журналиста. Но вот беда: ребята и девчонки 14 – 17 лет не интересуются тем, что происходит рядом с ними, в их городе. Обычно на занятиях я слышу от них, что Феодосия – захолустье, в котором в принципе ничего не может происходить. На самом деле, это специфика возраста: подростки охотнее интересуются тем, что происходит где-то далеко с их почитаемой «звездой», чем событиями в их школе или городе. Проблема лечится временем. Если журналистика будет интересна человеку и после школы, то он научится находить новости. А пока надо смириться. Понять их и простить.
Находить новости – ежедневная забота журналиста. Но вот беда: ребята и девчонки 14 – 17 лет не интересуются тем, что происходит рядом с ними, в их городе. Обычно на занятиях я слышу от них, что Феодосия – захолустье, в котором в принципе ничего не может происходить. На самом деле, это специфика возраста: подростки охотнее интересуются тем, что происходит где-то далеко с их почитаемой «звездой», чем событиями в их школе или городе. Проблема лечится временем. Если журналистика будет интересна человеку и после школы, то он научится находить новости. А пока надо смириться. Понять их и простить.
Как мы решаем эту проблему на занятиях в Школе журналистов?
Поскольку писать новости – это основа журналистской работы, для начала мы
изучаем это в теории. Мы познаем, что у новости есть структура, которая
помогает читателю воспринимать материал, делает его более доступным,
легкоусваиваемым. В начале пишем лид (что это такое): просто называем самое главное из того, что
описываем, и формулируем эту мысль в виде связных двух – трех предложений. Затем
поясняем, откуда узнали информацию, что она означает, почему это важно и т.д. Заканчивается
новость ни в коем случае не моралью, как в басне, а бэкграундом (предысторией)
либо просто ставится точка в конце последней мысли. Затем возвращаемся в начало
и пишем заголовок. Заголовок должен быть без пафоса, призывов и рекламных
оборотов. Желательно, чтобы он содержал активный глагол и отражал основную суть
новости.
Возникает вопрос: «На чем тренироваться писать новости, если
мы их находить не умеем?» На всем подряд: «В газете «Кафа» начала работу Школа
юных журналистов», «Школа юных журналистов выпустила первую газету», «На
следующей неделе в школах начинаются каникулы» и т.д. Такие новости мы
публикуем на нашем сайте и в нашей учебной газете «Пилот». Во-первых, ребята гораздо
успешнее занимаются, когда сразу видят плоды своего труда – статья на сайте, статья
в газете! Во-вторых, журналисту нужны читатели, он не должен работать в стол,
иначе он забудет, что пишет не для себя, а для них.
Правильно подметили, что своей местностью никто не интересуется, а это выливается в еще большую проблему... даже туристические агентства, сидят с пустыми базами - нет данных о предполагаемом туристическом маршруте, никто не удосужился рассказать о красотах своего края, посоветовать интересные места и т.д.
ОтветитьУдалить