среда, 9 мая 2012 г.


Какое образование получают журналисты?

Наглядно иллюстрируют то, какими разными могут быть
студенты журфаков, два календаря для Путина, вышедшие
осенью 2010 года. Смотри их в нашей группе 
Я пришла в редакцию газеты «Кафа» сразу после школы, через неделю после выпускного. К тому моменту уже было решено, что я буду учиться на филологическом факультете Таврического Национального университета (специализация «журналистика») заочно. Такой выбор был сделан как компромисс: для родителей это было экономно, для меня в названии все-таки значилось «журналистика».
Я думала, что попробую работать в газете, получу хоть какую-то практику. Оказалось, что работа в газете стала основой моих журналистских знаний и навыков, плюс специализированные семинары и тренинги, на которые меня отправляла родная редакция.
К моему сожалению, в вузовской программе было слишком много теоретической журналистики (история, жанры и т.п.), а преобладали там филология и литература. Не хочу обидеть моих преподавателей, но это было не то, чего мне хотелось. Местами это было интересно, но разбор семантического ядра слова и изучение трех этапов палатализации согласных пока не пригодились мне в жизни.
Позже в ТНУ появился отдельный факультет журналистики. По рассказам младших коллег, он, конечно, дает более основательные знания в журналистике, но в целом такие же бесполезные для репортера, как и в моем случае. Даже появился кабинет с теле- и видеоаппаратурой, но пользоваться этим богатством студентам разрешают по большим праздникам. Причина: «Вы ведь можете это сломать». Приблизительно так же обстоят дела с обучением журналистов в Харьковском национальном университете им. Каразина: теории много, практики мало. Более основательный подход в Киево-Могилянской академии и Киевском национальном универе им. Шевченко. Но пробиться туда сложно и обучение стоит дорого.
На мой взгляд, университетское образование по специальности для журналиста совершенно бесполезно. Я рассказываю об этом юным журналистам каждого потока. Вероятно, кому-то это покажется крамольной мыслью, особенно преподавателям журфаков. Но жизнь подсказывает, что в работе журналисту куда полезнее быть спецом в юриспруденции, психологии, политологии, экономике и т.п.
Очень часто выпускники журфаков, закончив обучение и приступая к профессии в реале, понимают, что это дело не для них. И наоборот, неожиданно для себя открывают профессию репортера выпускники технических вузов.
Вообще журналист – это дилетант. Ему приходится разбираться во многих вопросах, начиная от принципов начисления пенсий и формирования городского бюджета, заканчивая медицинскими аспектами. Поэтому во всех крупных изданиях есть специализации для репортеров: культура, криминал, «социалка» и т.д. (Последнее – это как испытание для новичков, освоишь «социалку» - станешь журналистом). И вот в такой ситуации, к примеру, глубокие знания законов Украины помогают ориентироваться в криминальной тематике. Конечно, медицину в расчет не берем, но любая гуманитарная наука может стать хорошим «бэкграундом» для репортера (хотя филология пригодится, пожалуй, только иностранная).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Как я разоблачила "британских ученых"... Однажды, собираясь утром на работу, муж обронил, что где-то читал, мол, 75% подрост...